Глубинное значение Мага Таро
Если Шут, не осознавая себя, отождествляется с Творцом - то карта Маг предполагает отчетливое видение себя, и видение необыденное. Это первая по номеру карта Таро: любой путь начинается с самоосознания и самоопределения. Маг теряет абсолютную свободу воли Шута, но добавляет к воле знание, делающее его мастером своего дела. Он полон созидательной мужской силы. Его можно ассоциировать с Солнцем и Меркурием. Меркурий в высокой своей ипостаси - символ Воли, Знания и Слова-Логоса, творящего миры. В древности Гермес (Меркурий) считался покровителем прорицателей и тайных наук, он служил вестником богов, передавая их волю смертным людям, но тот же Гермес - божество хитрости, и деловитые древние греки к нему обращались, когда затевали какое-либо коммерческое дело, особенно не очень-то законное. Крылатый вестник может сообщать о получении некоей важной информации – это еще одно значение карты. Посредническая, пограничная роль Гермеса-Мага отмечена у Банцхафа и Акрона (ссылающихся при этом на другого автора): «В пограничных ситуациях и системах, достигших своих пределов, архетип Гермеса-Меркурия проявляется повсюду: он умеет напустить туману, дезориентировать....его освобождающий смех сотрясает систему. Во времена социальных катаклизмов, революций и восстаний всегда появляется великое множество ловкачей и хитрецов».
Маг недаром является первой картой колоды. Она в самом начале путешествия указывает на то, что все сотворенное есть не что иное, как сон, существование фокуснически сотворенных божественных элементов, а жизнь - непрерывная азартная игра. Кажущиеся чудеса природы есть просто дела космического кудесника. Фактически Маг подобен Богу. Лемниската над его головой олицетворяет доступ к высшим знаниям и герметический принцип «что наверху, то и внизу». В его воздетой руке – отнюдь не меч, но жезл. Жезлы – олицетворение воли и мысли, управляющей стихиями (духовностью чаши или креста, пентаклем земли или угольником вольного каменщика, и энергией меча). Изображение на Аркане говорит о том, что Маг – повелитель четырех стихий мира и данник четырех принципов магии: ведать (чаши), дерзать (мечи), желать (жезлы) и молчать (пентакли). Маг олицетворяет силу сознания и уверенность в своих способностях (отчасти коренящуюся в неведении), власть над силами, которые движут этим миром. Для него произошло соприкосновение с недоступной ранее мудростью, и в результате возрастание реализационной власти.
Хоть карта и указывает на высокий потенциал сознания, это не означает, что потенциалом других, подсознательных сил в это время можно пренебречь. Наоборот: готовность к действию, к успеху, на которую указывает Маг, основывается именно на гармонии между сознанием и подсознанием. Только благодаря уверенности в себе, возникающей в результате этой гармонии, мы действительно можем сдвинуть с места горы. Правая рука Мага воздета и вбирает в себя силу свыше. Правая рука управляется рациональным левым полушарием мозга. Жезл в правой руке Мага притягивает творческую энергию с небес, сознательно фокусирует ее (в этом смысле он является «волшебной палочкой»). Хотя можно допустить, что стяжание Магом вдохновения, творческого видения происходит вне логики. А вот через направленную на предметы левую руку, управляемую иррациональным правым полушарием, нисходит его влияние на проявления в мире. Карты также часто советуют вытягивать левой рукой, тобы процесс осуществлялся не столько логически, сколько интуитивно. Тело Мага при этом представляет собой энергетический канал воплощения идей, своего рода инструмент. Через него в мир устремляется то, что желает быть созданным. Этот магический жест, дающий возможность сознанию проецировать себя в мир, символизирует принцип: "что наверху, то и внизу".
Маг – это молодой вольный демиург, его мысль материальна, мироздание в его разуме становится мирозданием наяву, что помыслит, то и сбудется..вопрос, что. Это индивидуалистическое творческое самовыражение, еще не до конца обузданное ответственностью. Стадия в духовном развитии, на которой происходит становление личности через творческие способности, самовластное подчинение себе всех аспектов жизни при освоении ключевого, имеется большой потенциал управлять собой и миром. Но на деле Маг еще наивен и самонадеян. Мир видится ему игровой площадкой, он бодро демиургирует, но с детским подходом Александра Великого – дойти до края света, чего тут идти-то... Маг еще не знает, что его власть над миром закончится картой, где будет только Мир, а его самого не будет. В Маге воплощена детская самонадеянность и мощь атлантов, использовавших свои энергетические и гностические способности направо и налево, пока планета не сошла с катушек. Так что здесь всегда есть специфический риск. Свой риск есть в любом Старшем Аркане, на любой стадии развития. У Мага это риск «наворотить делов – не расхлебаешь».
Говоря о юношеской самонадеянности Мага, на память приходит БАК - большой адронный коллайдер. Картинка в стиле Бидструпа: облако, парящее над коллайдером, два элохима сидят, свесив ноги и с с любопытством глядят вниз. Один говорит другому:
- Послушай, а чего это они соорудили?
- Да вот, хотят понять, как ВСЕ ЭТО сделано! Ищут...
- А-а!...а чего ищут-то?
- Да какой-то бозон Хиггса...
- Ну-ну...
Маг действительно властвует над внутренним и внешним миром, а потому уже на этой ступени возникает соблазн считать, что цель достигнута (хотя на самом деле это лишь «игровая комната», первый шаг на пути роста, становление способностей через предметную деятельность, и Маг – это Ученик). Это комплекс Бога на детской стадии духовного развития. Властная самонадеянная личность с ощущением безграничных способностей влиять на реальность. Железная сила воли, мужество и чувство всевластия – довольно подростковый набор самоутверждения на стадии, когда впервые удается проявить самостоятельность. Но если вдруг случится перебор, жизнь заставит освоить куда более тихое, точное и аккуратное поведение («сперва подумай и вникни» - но это уже к следующему Аркану, Жрице).
Маг может означать также и инициацию - обряд посвящения непосвященного. Это необычайно важный порог в жизни каждого человека.