Глубинное значение Дьявола Таро
Как Лилит высвечивает темную или слабую сторону каждого знака Зодиака, в который попадает, так и Дьявол олицетворяет темную сторону других карт (и в особенности находящихся в раскладе по соседству): для Мага это черная магия, для Жреца - ханжество, стяжательство под личиной святоши, для Влюбленных - борьба за власть или вырождение партнерских отношений в похоть без малейшего признака любви, для Справедливости - коррупция или неумение признать собственную неправоту. Он олицетворяет обратную, темную сторону Силы, неумеренность в противоположность Умеренности и правит различными областями Луны. Но в наибольшей степени это темная пародия на Пятый Аркан (Иерофант, Первосвященник) – чему ты, собственно, поклоняешься и служишь?
Это борьба между Высшим добром и Высшим злом (и они могут выглядеть вовсе нетривиально, на этом высшем уровне!). Зло является составной частью как сущности человека, так и жизни вообще, и здесь выбор совершается не в сторону порядка, а в сторону хаоса. Индивидуализм, нежелание подчиняться миропорядку, жажда идти собственным путем – это дорога, которая никуда не ведет.
Фигура Дьявола является символом магических сил астрального света или универсального зеркала, в котором божественные силы отражаются в обратное, или низшее состояние. С этой картой соотносится также понятие астрального света, как универсального творящего начала, астрологически соответствующего Марсу (планете экзальтирующей в знаке Козерога). Перевернутая пентаграмма (пятиконечная звезда) символизирует принцип активного снисхождения духа в материю, а также деградацию и гибель духовного начала в человеке. Крылья летучей мыши подчеркивают его принадлежность к ночной или теневой сфере, а животная природа человека выражена в форме мужского и женского начал, прикованных к кубу, на котором восседает Дьявол. Его факел - ложный свет, ведущий непросвещенные души к их собственному разрушению. Они закованы в свободные цепи – могут их сбросить, но не делают этого. Этих «черных влюбленных» держат иллюзии, а не реальные оковы. В этом, кстати, источник надежды – цепи можно сбросить. Надо только найти в себе желание это сделать. Люди не делают этого потому, что не хотят.
Козерог ассоциируется с козлорогим Паном – античным богом неумеренности и неистовства; он не был зол, но звуки его свирели возбуждали людей и приводили в безудержное неистовство.
По идее, человек должен уметь видеть Дьявола и не бояться вступить с ним во взаимодействие (выражаясь языком психологии, следует познать свою тень). Главный трюк Дьвола – делать вид, что его не существует. Во внутреннем мире это выглядит как ощущение собственной безгрешности, праведности и свободы от всего низменного, от слабостей и зависимостей. От этого во все времена предостерегали духовные наставники всех вероисповеданий, включая христианское: не мни себя безгрешным, не мни себя сильным.
Пятнадцатый Аркан часто ставит на вид «комплекс сверхчеловека», люциферическую тему первенства и гордныни, самонадеянности и заносчивости. Он искушает «самореализацией» в самых различных областях, самовыпячиванием – все равно, где и как, лишь бы заметили, внушает потребность опередить кого-то, одержать над кем-то победу, доказать свое превосходство.
Иногда срабатывает и значение чрезмерной социализации, зависимости от своего эго, а вот эго – от мнения других людей. Дьявол – «князь мира сего». А мир во многом сковывает человека цепями. Люди становятся такими, какими их принимает этот самый «сей мир», заставляющий бороться за свое существование по образу и подобию джунглей.
Древние учили, что есть порядок для мира, в котором все живые существа способны найти свое лучшее предназначение. Божественный закон устанавливает и поддерживает этот порядок. Дьявол стремится его ниспровергнуть. Истинный путь по Таро – приблизиться к божественной силе. На этой стадии развития путник уже достаточно силен и посвящен, чтобы стать ценным слугой сил зла. Именно в этой точке предстоит выбрать, продолжать ли путь к конечной цели или пойти по другой дорожке (которая здесь начинается...и здесь же заканчивается). В этот момент искушение очень велико – Умеренность предлагает терпеливо и скромно ждать завершения задач, а Дьвол указывает на способ достижения той же цели без ожидания и без трудов. Предлагаемое огромно, но цена еще дороже. На самом деле человек МОЖЕТ достичь всего этого и без помощи Дьявола. Он просто заинтересован в слуге и его потенциале. Глядя на Пятнадцатый Аркан в раскладе, следует помнить, что Таро – живой проводник в мир трансформации и роста, и показывая человеку Дьявола, старается помочь осознать опасность или предотвратить пагубную ошибку. Сейчас предлагается быстрое решение проблем и удовлетворение – без трудов, ожидания, морали и так далее. Оно напоминает - нетерпеливость приведет к крушению всех планов и надежд, темным силам инволюции это на руку. Им вовсе не нужен успешно развивающийся свободный человек, они заинтересованы в том, чтобы остановить и опутать героя сетями. За власть или усладу, предлагаемую Дьяволом, придется заплатить дорогую цену, и личная свобода будет первым. Все идет к тому, что таким образом в жизни воцарится хаос и обреченность на несчастья, страдания, одиночество, самые злополучные обстоятельства. Ищущего обходных путей ждут опустошение и падение, бедствия и саморазрушение, даже если сейчас ему предлагаются золотые горы.
По поводу астрологических ассоциаций нами найден следющий материал: само число 15 (Пятнадцатый Аркан) связано с полнолунием, 15-м лунным днем. Луна - планета бессмертной души. Умирая и вновь рождаясь на небосклоне, она пробуждает в человеческой душе идею бессмертия и ассоциируется с образом небесного Глаза, обозревающего по ночам Землю. Но ночью все земное погружено в сон, и недремлющему Оку не с кем поделиться об увиденном, и оно лишь видит, но не говорит. Но его зрение остро и проникает в самые темные уголки материи, познавая всю ее суть и основу. Сохранить старое при рождении нового - это традиционная функция Луны. А за плотную материю, где происходит запись этой памяти, отвечает знак Козерога. Можно сказать, что если Стрелец утверждает новое видение мира, то Козерог, как его компенсация, привязан к старому, к самым жестким и консервативным его основам, поэтому карту Дьявол (астрологический эквивалент которой - знак Козерога) связывают со служением материи, которое несет внутреннее (духовное) опустошение.
Некоторые авторы считают, что Дьявол в раскладе является символом испытания, “вызова” (challenge), некоего экзамена, который человек должен сдать, чтобы проверить свои силы и подняться на новый уровень осознания себя и мира. Таким экзаменом или испытанием может стать что угодно – рискованное предприятие, решение пойти на обострение конфликта или, действительно, алкоголь, наркотики, супружеская измена. Фокус в том, что экзамен нужно сдать, нужно пройти через него сознательно, – и, если карта в прямом положении, это будет лишь способствовать росту и освобождению от искушений на будущее. Если же она перевернута, то человек либо не сдаст экзамена (струсит или провалится), либо не сможет освободиться от зависимости, в которую попал, по крайней мере в ближайшее время.
В своей наиболее позитивной трактовке Пятнадцатый Аркан – это Герн, зеленое божество природы и леса, олицетворение инстинктивной и сексуальной природы человека. С тех пор, как человек подразучился обращаться с бессознательными силами, их проявления стали считаться демоничными и опасными (церковь здесь сыграла не последнюю роль). Герн же смиряет, покоряет инстинктивной природе, возвращает на землю и учит почтению к ней. Герн в первую очередь мужское божество, в его власти мужская сексуальность и способность производить потомство. Это очень интересная, хотя и редко высвечивающаяся сторона Аркана. Герн – отец и бог отцовства. Он воплощает жажду жизни и инстинкты, позволившие сохраниться человеческому роду. Это и половой инстинкт, и эгоистическая вера в то, что мы в центре мироздания, и стремление всем управлять в собственных интересах. Попытки доказать обратное и подавить силы Герна саморазрушительны. Разумеется, эта мораль противоречит морали христианской и рога Герна сделались рогами Дьявола. Прежде было отмечено, что Дьявол – это темная пародия Первосвященника. Однако здесь нельзя не заметить, что попытки священников полностью игнорировать все императивы Герна нередко превращают их в темную пародию Дьявола, и проблеме одержимости соблазнами и искушениями в их жизни отводится такое место, что средний европеец, украдкой приценивающийся к виагре, может лишь подивиться. Герн несет огромный запас жизненной энергии, которого должно хватить на выживание всех. Он стоит на страже жизни, не полагаясь на наши шаткие представления о ее ценности. Временное затуманивание разума детей-людей инстинктивными порывами предусмотрено папой-Герном весьма заботливо и дальновидно. Не детям это решать – выживать ли роду человеческому из тысячелетия в тысячелетие. Тут вопрос серьезный, не до щепетильности. Поэтому инстинкты, несмотря ни на какое сопротивление и подавление заявляют в определенную пору жизни о своем существовании и требуют, чтобы их услышали и направили. И по идее папу-Герна, стоящего у каждой колыбели, за это надо не проклинать, а почитать и благодарить (вечное разногласие христианства и язычества).