Глубинное значение Влюбленных Таро
Эта карта спрашивает – что и кого ты любишь? Что и кого на данном этапе жизни ты выбираешь? Каков такой выбор? В сущности Влюбленные – это «камертонная» составляющая человека.
Это то внутреннее знание «сердцем», что хорошо и что плохо лично для тебя, которое невозможно подделать или обмануть. К нему можно не прислушаться, можно сделать вид, что не слышишь и не ведаешь, можно поступить наперекор, но тон от этого на меняется.
По Влюбленным человек отказывается от одного образа жизни ради другого. По Влюбленным он стремится к единству, целостности и счастью.
Эта карта делает человека бескомпромиссным в плане выбора и обязательств. Кармически Влюбленные говорят об опыте любви, за которую не страшно умереть. Цена такой памяти оказывается дорогой – впоследствии человек органически не признает ни удобств, ни подделок, и никакие доводы обывательского рассудка не спасают.
Это карта человеческой любви, являющейся составной и неотъемлемой частью самой жизни. Но есть и другие типы «брака» и другие типы противопложностей, нуждающихся в примирении и соединении через любовь. Влюбленные представляют притяжение противостоящих сил, эта двойственность отражена во всех аспектах существования, а в борьбе и союзе мужчины и женщины она проявляется наиболее наглядно. Шестой Аркан описывает стадию духовного развития, на которой человек осознает у себя практически противоположные стороны натуры. Он пытается выбрать одну и подавить другую (принцип плохо проработанной оппозиции). Влюбленные же символизируют не столько борьбу, сколько союз этих противоположностей внутри нас самих, способность с любовью принять самые разные свойства своей натуры – ведь даже те, которые мы не одобряем, каким-то образом нужны для дальнейшей жизни и продолжения нашего роста. Это может быть соединение сознания и бессознательного в некое синергическое и творческое единство. Это может быть примирение «яви» и «тени». У каждого из нас есть положительные и отрицательные качества, те, которые мы принимаем и те, которые нас мучают, мешают жить, как кажется, и от которых мы предпочли бы избавиться.
«Влюбленные» призывают исследовать и примирить противоположности внутри нас самих, а не пытаться их удалить или как-то изменить. Понимая и принимая обе стороны себя, человек становится творчески продуктивным единым целым (результат слияния влюбленных – зачатие нового). Внутренний конфликт не то чтобы совсем перестает существовать – но обе стороны получают право на жизнь вместе (не обязательно совсем уж безоблачную, но «медовый месяц» возможен). Поскольку эта задача сложна, требуются обязательства для ее достижения. Следует не просто признать их существование, а понять, что между ними есть нерасторжимая, свыше установленная связь и обязательство достичь плодотворной синергии, стать единым целым. Противоположности – не обязательно добро и зло. Эти черты в нас самих или в другом человеке являются зеркальным отражением друг друга, взаимным дополнением и опорой. Нужно достичь единства (пусть в борьбе) этих противоположностей, заставить их работать вместе (для этого и нужно сокрушительной силы притяжение, которое нельзя преодолеть и тем самым избежать задачи) и создать нечто большее, чем просто сумма частей.
Психологически изображенную на Аркане пару Предтеч (Влюбленные ассоциируются с Адамом и Евой) можно рассматривать как мужскую и женскую составляющую человеческого существа. Возвращение в Эдем, к источнику жизни, требует объединения этих двух аспектов существования. Если рассматривать последовательность Старших Арканов как аллегорию духовного пути, то на уровне Нулевого Аркана это единство присутствует, но совершенно бессознательно. Далее, пробудившись на уровне Мага человек последовательно формирует свою индивидуальность, сталкивается с земными и с сакральными проявлениями мужского и женского начала (Жрица и Жрец, Императрица и Император), и на Шестом Аркане доходит до стадии, когда осознает одновременное существование, нерушимую взаимосвязь этих двух начал, и в то же время – их разделенность противоречиями. Влюбленные не держатся за руки, не смотрят друг другу в глаза. Здесь нет единства (которое по-настоящему будет достигнуто только в Мире) – здесь есть одновременное видение, осознание и противопоставленность, и Древо Познания не есть Древо Жизни. Вселенский закон притяжения противоположностей - Эрос - несет не только радости, но и страдания, и верно лишь то, что сексуальность – это импульс вернуть потерянную часть себя самих. Духовно и алхимически это карта Священного Брака, страстных и глубоких чувств, постижения тайн жизни, начала Великой Работы по восстановлению утраченного единства и целостности. Три фигуры на карте символизируют разные аспекты личности: мужчина – сознательный разум, женщина – бессознательное, интутивная и эмоциональная сторона, ангел – высшее знание. Символически за спиной мужчины - Древо Жизни, за спиной женщины – Древо Познания.
Астрологически карта соотносится с Близнецами, также с Весами и транснептуном Купидоном. В Гамбургской школе астрологии Купидон (ассоциирующийся как раз с Шестым Арканом) отвечает за синтез, соединение деталей в общую картину – именно это значение на глубоком уровне имеют Влюбленные, выражающие огромное стремление к единству, к «общему знаменателю». Здесь в виде влюбленных мужчины и женщины отражена мистическая связь противоположностей в мире в целом. Раздвоение сознания на внутренний и внешний миры, на жизнь и смерть, на мужчину и женщину - и все вытекающие отсюда противоречия связаны со знаком Близнецов. Коммуникация, преодоление внутреннего сопротивления и разногласий - тоже. Близнецы отражают, прежде всего, совершенство восприятия, его точность, тонкость и чуткость, так как чтобы распознать самые высшие каналы и выбрать среди жизненной суеты верный к ним путь, требуется очень тонкое восприятие. Наши рациональные построения ходят вокруг да около истины, которая остается между двумя противоположными ответами. Познание происходит лишь в момент двойственного представления о вещах, ни на одном из которых разум не может установиться: две противоположные мысли - это два зеркала напротив друг друга, являющих бесконечность отражений того, что между ними. Средневековое исполнение классического Шестого Аркана подразумевало изображение гор, стоящего на распутье человека и ангела любви, который целится из лука в женщину на цветочной равнине. Имелось в виду то, что перед человеком два пути: отдать себя миру, женщине, цветам - и умереть в духовном смысле, или, отстраняясь от мирского, уйти в горы к смерти, чтобы освободиться для духовной жизни в иных мирах, и потом вновь возродиться Ангелом - чисто духовным существом. Горы - символ завершенной реализации личности, астрологически символизируемой планетой Сатурн.
Согласно мистической традции, Аркан предлагает посвященному выбор между королевским путем познания, требующим обетов бедности, целомудрия и послушания, и их антиподами, богатством, излишествами, властью, которые неминуемо заведут в тупик. Шестой Аркан указывает на механизм волевого акта человека, который сознательно реагирует на возможности, предоставляемые ему миром. Принимая любое решение, следует руководствоваться аналогией («что наверху, то и внизу»), и всегда помнить, что достижение цели невозможно без любви к миру. Считается, что для людей, идущих эзотерическим путем, Влюбленные имеют значение Посвящения, инициации, перехода на новую ступень духовного развития (а в перевернутой позиции говорят о неготовности к этому или о том, что человек не прошел испытание, как если бы в тесте выбрал не тот ответ)
В Марсельском и некоторых других вариантах Таро на карте изображаются не две, а три человеческие фигуры – один юноша и две девушки. Одна из девушек олицетворяет чистоту и невинность, другая же являет образ разбитной обольстительницы. Сюжет подчеркивает большой риск, подстерегающий юношу – совершить ошибку, выбрать на вид более притягательное и легкодоступное «не то». Карта имела (и имеет) и другие варианты исполнения. Некоторые из них изображают практически свадебную церемонию, в которой священник (или сам Бог) соединяет священными узами юношу и девушку (Адама и Еву). В колоде Кроули на Аркане изображена женитьба Императора и Императрицы, а церемонию проводит....Отшельник! Это подчеркивает, что подлинная любовь всегда является частью Пути, а не препятствием к духовному восхождению; на такой союз высшее Я благословляет, не раздумывая. Другой вариант карты изображает юношу, стоящего между фигурами двух женщин, первая из которых является ангелом, хранителем человека, а вторая - вечно присутствующим демоном. Юноша стоит в начале зрелой жизни перед развилкой, где он должен выбрать между добродетелью и пороком, вечным и преходящим. Вверху карты, в круге света, изображается вовсе не Купидон, а Гений Судьбы (его звезда).
Если молодость делает неправильный выбор - стрела Судьбы поразит ее. «Развилка» напоминает человеку, что цена свободной воли, власть выбора - это ответственность.