Личное состояние
Отказ видеть что-либо, причем это совсем не обязательно настоящая проблема – скорее то, что человек воспринимает как проблему. Состояние, когда мы не видим леса за деревьями или активно уклоняемся от решения каких-то вопросов. Иногда человек и впрямь исповедует политику страуса, прячущего голову в песок и не желающего обращать внимание на то, что происходит вокруг, чтобы не было мучительно больно (следующая карта – Тройка Мечей), но все же тут не все так просто.
По этой карте человек закрывается от какого-то чрезмерного влияния (другого человека или ситуации), чтобы не дать сбить себя с толку. Двойка Мечей часто описывается как напряжение и грусть, и не то чтобы это было неверно, но...очень важно понять, что это не эмоции Чаш. Перед нами все-таки Мечи! И они описывают то состояние, в котором человеку по большому счету никто не может ни помочь, ни помешать. От помощи он отказывается, а попытки помешать игнорирует.
Так может чувствовать себя актер, настраивающийся за своей ширмой перед драматическим представлением – сейчас ему не нужны ни коллеги, ни зал, ни режиссер. Это одна из карт самозащиты, по ней проявляется стремление к миру и равновесию, к тому, чтобы замкнуться и сконцентрироваться, привести в порядок мысли. По Двойке Мечей мы не столько ищем выход из затруднительной ситуации, сколько занимаемся восстановлением контроля над своим внутренним миром, выверением точки сборки.
Это необходимо для начала, потому что пока мы будем метаться, раздираемые сомнениями, противоречиями и пугающими мыслями, ни о каком решении не может быть и речи. В этом состоянии человек ищет покоя и тишины, и довольно явно защищается от всего, что может их нарушить (в первую очередь – от эмоций). Этой защитой объясняется та временная слепота к окружающему и неспособность активно действовать, которая чувствуется в Двойке Мечей.
На карте изображена одинокая мужская или женская фигура в простой рубашке. Человек сидит на прочном постаменте кубической формы, подчеркивающем твердое основание его убеждений и непоколебимость его позиции. Он не встанет с этого постамента и не начнет действовать, как бы его ни подталкивали к этому обстоятельства, пока сам не решит, что готов к этому. Карта отображает временное бездействие, внешнюю пассивность, но зато большую внутреннюю работу ума.
Это подчеркивает ночь, луна (иногда растущая, иногда убывающая) и бушующее море (но даже спокойная вода в любом случае отражает стихию эмоций). Однако человек повернулся спиной к этой стихии и даже завязал глаза. Повязка на глазах символизирует сосредоточенность на внутреннем мире, но и отсутствие ясного видения ситуации, определенную «слепоту». Его поза – это поза обороны. Он ничего не хочет видеть и требует, чтобы его оставили в покое. Он не намерен руководствоваться своими страхами, проистекающими из внешних впечатлений.
Поза фигуры в канонических картах подчеркивает совершенное равновесие, несмотря на то, что глаза завязаны. Источником равновесия служат исключительно внутренние, а не внешние ощущения. В руках человек крепко сжимает два меча. Иногда – остриями вверх, иногда вниз, иногда разнонаправленно, иногда же мечи скрещены, что усиливает впечатление конфликта и самозащиты. Это оружие, но пока оно ни на кого не направлено. Когда точка сборки будет безупречно выверена в опоре на принципы, а не внешние впечатления, человек встанет, снимет повязку с глаз и начнет действовать.
Но пока он отказывается это делать, чтобы не совершить ошибку. При этом основные усилия направлены на восстановление внутреннего мира, прежде чем перейти к каким-то активным действиям. Но на это уходит вся энергия – на то, чтобы не позволить ужасу себя захлестнуть, выверить и сохранить определенное внутреннее состояние. Как правило это подавление кризиса в зародыше – борьба за то, чтобы ситуация не вышла из-под контроля и не превратилась в конфликтную. Для этого человек на карте воздерживается от резких движений, центрируется на себе и не позволяет темным и разрушительным силам влиять на себя, выбивать из равновесия, лишать объективности.
Вообще, главный вопрос, который ставит Двойка Мечей – НА ЧТО ты закрываешь глаза? Одно дело, если человек вполне по делу погружается в себя, вершит внутренюю работу по самоосмыслению в реальности, формированию подготовленности к текущим ситуациям. Эта работа извне может выглядеть как политика страуса – ведь дел так много, надо ими срочно заниматься! Но все правильно на Аркане – человек не поддается сумятице, черпает в себе, в своем духовном мире, энергию и силы для для реорганизации ситуации.
Бывает необходимо восстановить контроль над своим духовным миром, прежде чем предпринимать активные действия в мире внешнем. И совсем другое дело, если человек желает защититься не только и не столько от внешнего давления, сколько от собственных мыслей и чувств, которые пугают и раздражают его!
Человек – холодный, недоверчивый, скептический, полагающийся на самого себя. Он семь раз отмерит, прежде чем решит, что отрезать незачем. В худшем случае он отвергает и свое, и чужое самовыражение, и предоставляет любым чувствам, будь то любовь или гнев, умирать на задворках души. Характерная особенность человека Двойки Мечей состоит в том, что вопрос «Как ты себя чувствуешь?» лишен для него смысла (разве что речь идет о гриппе).
Чувства для него не очень-то существуют, это как бы только способ говорить, причем он им еще и не владеет. Задача проявлять эмоции и выражать чувства внешне - нечто из разряда mission impossible. Зато он умеет сотрудничать на интеллектуальной основе. С одной стороны, в его жизни нет ничего такого, что смутило бы его всерьез. С другой стороны, он постоянно испытывает тревогу в связи с самыми обычными вещами, и учится подавлять эту тревогу, чтобы не потерять контроль.
Это большой внутренний труд, поглощающий немало сил, поэтому на многие вещи человека как бы уже не хватает – среди них могут оказаться и близкое общение, и по-настоящему продуктивный интеллектуальный труд и многое другое, что он, возможно, хотел бы сделать. Потому о нем говорят «нерешительный» - между тем, он тем только и занят, что решает.